Воронежские малыши развеяли мифы о «живой» воде и создали натуральные краски

Очный, заключительный этап конкурса для младших школьников «Будь экспериментатором» прошел 25 марта в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Воронежа.

Конкурс для юных жителей Воронежской области впервые был проведён центром в 2013 году.

Как правило, детские исследовательские конкурсы рассчитаны на среднее и старшее школьное звено, а вот возможность приобщиться к науке малышам сильно ограничена. Сотрудники ИЦАЭ Воронежа решили исправить эту ошибку. Теперь традиционно в марте каждого года младшие школьники региона встречаются для обмена опытом в исследовательской деятельности.

В этом году в конкурсе приняли участие ребята из Бобровского, Лискинского, Новохопёрского, Семилукского районов области и городов Воронежа и Нововоронежа. Соорганизатором конкурса выступила компания «Росводоканал-Воронеж», учредившая номинацию «Что я знаю о воде?»

В очном туре школьникам нужно было не только рассказать о своём исследовании, но и ответить на вопросы экспертной комиссии.

Все работы участников были оригинальны, у каждой была своя изюминка как в подаче материала, так и в содержании и выборе темы.

Победитель в номинации «Что я знаю о воде?» Миша Конорев, ученик Гимназии им. Андрея Платонова обратился к сказкам. Практически каждому из нас в детстве хотелось узнать, правда ли существуют сказочные жидкости: «живая» и «мёртвая» вода. В некоторых источниках можно найти утверждение, что живая вода обладает щелочными свойствами, а мёртвая вода —  кислотная. Михаил провел дома ряд опытов по электрохимии, в результате, которых получил водород, кислород и хлор, проведя электролиз в обычном стакане. Конечно, говорят, что сказка – ложь, «живая» вода не исцелит больного, как в сказке, но именно в поисках этих сказочных жидкостей Михаил смог создать прибор для электролиза, с помощью которого провел своё исследование.

Миша Паршин, ученик Новохопёрской школы №91, стал победителем в номинации «Наблюдение». Чтобы провести свои эксперименты, он создал из подручных средств настоящую модель экосистемы, показывающую процессы малого (биогеохимического) круговорота веществ в природе.

Михаил взял бутылку, засыпал в неё чистый аквариумный грунт, залил водой, посадил пророщенную фасоль, водоросли, запустил рыбок и улиток. После этого отверстие бутылки было тщательно закупорено.

В результате получилась изолированная экосистема, в которой, согласно теории о малом круговороте веществ в биосфере, должны протекать непрерывные процессы взаимодействия организмов. Бутылку разместили на подоконнике, чтобы было много солнечного света, потому что главным источником энергии для такой экосистемы является солнце, которое нужно для процесса фотосинтеза растений.

По итогам исследования, которое длилось больше месяца, Михаил подтвердил гипотезу, что в искусственно созданной экосистеме животные и растения могут нормально жить и развиваться. Эксперимент наглядно показал, как функционирует круговорот веществ в природе.

Самой многочисленной по числу участников номинацией стал «Занимательный эксперимент» — в финал вышли сразу 20 школьников. Победу одержала Ирина Титова, ученица Гимназии им. Никитина, с работой «Изготовление пальчиковых красок с добавлением натуральных красителей». У Ирины есть маленькая сестрёнка, которая очень любит рисовать, но старшая сестра беспокоится за безопасность промышленных красок, поэтому и задумалась о создании натуральных красителей. В результате изучения опытов создания таких красок и долгого подбора ингредиентов у Иры получились рабочие образцы.

Самые хорошие красители получились из сухих веществ. Если из них сделать краску на основе мёда, то она будет ложиться густым слоем, иметь яркий матовый цвет и по своим свойствам напоминать гуашь. Самая жидкая краска получилась с добавлением красителей на основе соков. Она полупрозрачна, ложится тонким слоем и напоминает акварель. В ходе экспериментов выяснилось, что краски на основе травяных отваров получаются не очень хорошими: они блёклые и ложатся неровным слоем.

На конкурс было представлено столько интересных работ, что жюри было не просто выбрать лучшие. Победители, названные после долгих обсуждений, получили подарки от ИЦАЭ Воронежа и компании «Росводоканал-Воронеж».