Воронежцы написали «Открытую лабораторную»
11 февраля

Воронежцы написали «Открытую лабораторную»

В этом году акция «Открытая лабораторная» уже в третий раз прошла в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Воронежа. 9 февраля на вопросы «Лабы» отвечали и взрослые, и школьники.

Многие вещи, которые мы проходили в школе, со временем забываются. «Открытая лабораторная» – стимул вспомнить давно забытое и разобраться в том, что мы не выучили в школе или что изменилось в науке за прошедшие годы.
«В этом году мы приурочили акцию ко Дню российской науки, дню рождения Дмитрия Менделеева и году Периодической системы химических элементов, — рассказала руководитель ИЦАЭ Воронежа Татьяна Воронина. – Мы живём в мире огромных потоков информации, ежедневно получая новые знания. «Открытая лабораторная» — уникальная возможность проверить, насколько то, что вы когда-то слышали и приняли за правду, соответствует современному научному представлению об окружающем мире».
В «Лабе» есть вопросы, справиться с которыми под силу и первокласснику, особенно, если он умеет внимательно их читать. А некоторые задания ставят в тупик даже маститых учёных.
«Цель акции – заставить участников думать, рассуждать, критически относиться к ситуации, Полчаса мы отвели на ответы на вопросы, а потом еще долго разбирали задания и, конечно, спорили», — рассказал «завлаб» площадки (так называют ведущих «Лабораторной») кандидат химических наук, автор пособий «Химия. Расчетные задачи», координатор регионального этапа Всероссийского химического турнира школьников Дмитрий Турчен.
После окончания лабораторной «завлабы» объясняют подводные камни каждого задания и отвечают на вопросы участников. В этот раз на воронежской площадке дебаты получились жаркие. Впрочем, все правильные ответы и их обоснования заранее проверяются целой командой экспертов из Российской академии наук и Российского научного фонда, так что спорить с «завлабами» — дело не из легких.
Например, существует легенда, что Дмитрий Менделеев изобрёл русскую водку. На самом же деле он заложил научную основу в метрологию спиртового производства. Целью его работы было определить, существует ли закон сохранения объёмов. Проведя ряд экспериментов по смешению спирта и воды, Менделеев продемонстрировал, что в процессе смешивания жидкостей происходит  уменьшение итогового объема раствора, словно часть его куда-то «испарилась». Ученый выяснил, что при различном количественном соотношении соединяемых воды и спирта процент «испарившейся» жидкости получается разным.
Участники «Лабы» смогли сами определить процент содержания спирта в растворе, используя метод полугара, которым пользовались в России вплоть до XX века.
«Мы с дочкой участвуем в «Лабораторной» уже в третий раз, — поделился руководитель Детского технопарка «Кванториум» в Воронеже Илья Коржик, — и видим, что интерес к акции растёт. В последнее время появилось много научно-просветительских проектов, которые вызывают азарт и живой отклик, причем не только у подрастающего поколения. И это очень важно – стремление повысить свой интеллектуальный уровень, это меняет не только тебя, но и всю страну».
Лучший результат на площадке показала школьница Дарья из Нововоронежа, набравшая 21 балл из 25 возможных. В среднем же участники лабораторной правильно ответили на 17 вопросов.